Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 09.05.2024, 02:46
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ КР ОО "Нижне-Федотовская основная общеобразовательная школа"

Включить версию для слабовидящих

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Обобщение опыта по теме: "«Приемы и формы работы над безударной гласной в корне слова, проверяемой ударение на уроках русского языка».
Обобщение педагогического опыта по теме:
«Приемы и формы работы над безударной гласной в корне слова, проверяемой ударение на уроках русского языка».
Учитель начальных классов Булгакова М.Е.

Формирование орфографического и пунктуационно-грамотного письма одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию достаточно сложно. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя». Помочь школьникам усвоить внутреннюю закономерность, целесообразность правописания можно через осознание коммуникативной значимости письма. М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
Увидеть орфограмму в слове;
 определить её вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
 определить способ решения задач и зависимость от типа (вида) орфограммы;
 определить «шаги», ступени решения и их последовательность действия по алгоритму;
 записать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
В более обобщённом виде те же этапы представляет Жжеден «В орфографическом действии выделяется две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом)». Зависимость результатов обучения орфографии от того насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи, постоянно подчёркивают и лингвисты, и психологи, и методисты.
Программа по русскому языку нацеливает учебный процесс на формирование ведущих опорных умений. Поскольку такие умения облегчают обучение, создают прочную основу для успешного овладения учащимися изучаемого материала за счёт интеграции знаний и соответствующих способов действия.
На отработку, каких конкретных умений должен быть направлен учебный процесс, чтобы знания служили практике письма и выполняли своё назначение?
Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения «видеть» и «слышать» орфограммы при письме и знать, как найти способ её проверки.
Что такое орфограмма? В определённых случаях «графика» допускает несколько написаний для известного звука или «звукосочетания», из которых верным является лишь один, другие признаются ошибочными. Такое написание буквы или буквосочетания, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определённому правилу, и называется орфограммой.
Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся довольно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву ученикам нужно всего лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задача, т.е. найти орфограмму.

Что может заставить ученика начальных классов задуматься над тем, какую букву о или, а писать в слове солёный?
 Знание того, что безударный гласный звук [а] может обозначаться буквами о и а, т.е. знать, что вторая буква в этом слове орфограмма, требующая проверки.
 Знание способа, помогающего определить, какой буквой обозначить этот безударный гласный.
Однако эти многокомпонентные знания и умения, которые в свою очередь включают в себя знания и умения низшего порядка, а именно ученик должен:
 знать, что слово делится на слоги, и уметь произвести слогораздел любого слова;
 различать ударный слог и безударный, уметь выделять их в каждом отдельном слове;
 знать, что в русском языке звук, близкий к [а] обозначается буквами о и а.
Звук, близкий к [и], обозначается буквами и, е, я, а.
 уметь находить все морфемы в слове, хорошо ориентироваться в их значении.
Вот почему умение быстро обнаруживать орфограмму, именуемое орфографической зоркостью считается важнейшим базовым орфографическим умением. Как пишет
М.Р. Львов, «отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять».
Работу по изучению слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением на уроках русского языка я начала давно, когда поняла, что работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Содержание, методы, приемы педагогической технологии должны быть направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт. Постоянно находясь в поиске, систематизировав и перестроив свою работу, старалась добиваться хороших результатов обучения. И вот что я получила.
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Целью моей работы является раскрытие системы работы над безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением на уроках русского языка.

Прежде всего, необходимо уже в первом классе вооружить детей знанием тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм. Самую значительную часть орфограмм русского языка по заключению учёных составляют орфограммы слабых позиций, к которым в первую очередь относятся безударные гласные в разных частях слова. Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические задачи задолго до изучения соответствующих правил.
Почему безударный гласный звук при письме всегда оказывается «опасным» местом?
Ответ на этот вопрос даёт фонемная теория письма: «Буквы русского языка обозначают не звуки, а ряды позиционно чередующихся звуков как некие целостности». Фонемные же ряды могут перекрещиваться, и тогда в одном звуке как бы сливаются разные фонемы, а, следовательно, выбор буквы для обозначения звука становится проблемой. Происходит это в том случае, когда звук находится в слабой позиции, для гласного звука в положении без ударения.

Для наблюдения нужны два слова. Возьмём слова сосна и насос. Проведём фонетический анализ слова. При произношении в этих словах мы слышим
звук [а]. Он безударный. А теперь прочтём эти слова. Какой буквой обозначен звук [а]? В слове сосна (о), в слове насос (а). Как интересно, звук один, а для письма посылает две буквы - а и о. какой же надо сделать вывод? Если мы слышим безударный звук [а], то ему нельзя доверять. Это опасное место. Отмечаем его значком предупреждающим об опасности (красной точкой). Кроме того, по мере изучения букв, вывод о недоверии безударному звуку распространяется на другие гласные звуки.
С этого момента необходимо проводить целенаправленную работу над формированием у детей орфографической зоркости. Этому способствуют такие игры, как «Светофор», «Найди опасное место», Зажги маячок», в котором дети отмечают опасные места флажком, красным кружком.
При умело организованном учебном процессе, а именно при создании у первоклассников стойкой мотивации для осознания письма, осознанном овладении детьми навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, чётко разработанной системе графических упражнений в букварный период, постепенно формируется орфографическая зоркость.
Пропуск гласных – одна из наиболее часто встречающихся ошибок. Это объясняется тем, что основную смысловую нагрузку несут на себе согласные. Поэтому можно предложить детям такие упражнения:
 диктант слов, начинающихся с ударных гласных первого ряда (записываются начальные ударные гласные): игры (и), отпуск (о), арка (а), утка (у);
 диктант односложных слов, где гласные пишутся, так же как и звучат: дом (о), нож (о), рак (а), кит (и);
 диктант двусложных слов. Здесь возникает возможность неправильного написания безударной гласной. Необходимо орфографическое проговаривание: сахар (а - а), мука (у - а), дома (о - а), кони (о - и).
С чего же начать непосредственное ознакомление учащихся с тем, что в безударном слоге звук [а] может обозначаться буквами а и о, а звук [и]- буквами е, и. а, я? Со сравнения произношения и написания слов с этими звуками.
[о] [а]
- Посмотрите на запись: поле – поля. Поставьте знак ударения в этих словах. Подчеркните первый слог. В каком слове этот слог ударный, а в каком безударный? Послушайте, как я произношу гласные звуки в словах. Какой звук слышится в ударном слоге? (Звук [о]). А в безударном? (Звук [а]). А какой буквой обозначаются эти звуки в ударном и безударном слоге? (Буквой о). Запись получается следующая:
[о] [а]
поле – поля
- о-
Так же рассматриваются следующие пары слов:
[а] [и] [э] [и] [а] [и]
пятна - пятно лес - леса час - часы
-я - -е - -а-
- Итак, безударный гласный звук [а] может обозначаться буквами а и о.
Безударный гласный звук [и] - буквами е, и. а, я.
Правило правописания безударных гласных в корне слова изучается в первом классе только на фонетическом уровне. Что же должен делать ученик на данном этапе работы над правилом? Прежде всего, определять ударение в словах, затем выделять ударные и безударные гласные и изменять слово, ставя гласную под ударение.
С этой целью можно использовать следующие упражнения.
 Слуховые упражнения. Показать ударную гласную в словах.
 Упражнения на списывание. Спишите слова. Обозначьте ударение. Выпишите слова, имеющие три слога. Допишите предложение подходящими по смыслу словами. Поставьте ударение.
 Устные упражнения. Назовите в словах безударную гласную и проверочное слово.
 Упражнения творческого характера. Выберите и запишите слова с безударной гласной, проверяемой ударением по принципу «один - много». Составьте предложение с этими словами.
Во втором - третьем классе правило правописания безударных гласных в корне слова изучается уже на морфологическом уровне. Такой переход становится возможным в связи с изучением состава слова. Учащиеся получают сведения о том, что проверять ударением, подбирая родственное слово, следует только букву безударного гласного корня. Система упражнений должна быть направлена на выработку умения выделять корень и находить в нём безударный гласный, обозначение которого требует выбора буквы.
Например:
 Слуховые упражнения. Назвать в словах безударную гласную в корне. Объяснить способы проверки. Указать безударную гласную в корне, корне и суффиксе, корне и приставке.
 Упражнения творческого характера. Выписать из текста однокоренные слова, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную, выписать из группы слов слова с ударной гласной в корне. От данного корня образовать слова с безударной гласной.
 Упражнения с выборочным ответом. В какой группе слов указаны все безударные гласные корня.
 Различные виды выборочных диктантов.
 Устные упражнения. Подберите проверочное слово к данному слову с безударной гласной. Образуйте однокоренные слова с различными суффиксами.
 Упражнения на списывание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Запишите проверочные слова. Подчеркните среди группы однокоренных слов проверочное слово.
В четвёртом классе уровень, на котором ведётся работа по правилу остаётся
тем же - морфологическим. Для проведения систематической орфографической разминки можно использовать следующие виды упражнений:
 Упражнения на списывание.
 Различные виды диктантов.
 Комментированное письмо.
Таким образом, основные умения, которые необходимо формировать при работе над безударной гласной в корне слова, это - чёткое представление, что такое орфограмма;
умение видеть и слышать её в речи; умение найти способ действий, помогающий выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму. Основой выработки таких умений являются лингвистические знания и умения, в частности - ориентация в фонетической позиции и морфемной части слова, где находится безударный звук, обозначение которого вызывает затруднение.
Для формирования умений обозначать безударную гласную в корне слова использую комментированное письмо и предупредительные диктанты. При комментированном письме учащиеся проговаривают каждое слово из прочитанной фразы по слогам, объясняя все орфограммы. При этом «ведущий» и сам пишет. Даже самый слабый ученик может легко избежать ошибки, если будет писать вслед за «ведущим». При предупредительном диктанте, прежде чем писать продиктованную фразу, ученики объясняют все трудные орфограммы.
 Проверь себя. Ученики пишут предложение под диктовку, а в словах, в написании которых сомневаются, оставляют «дырку», т.е. свободное место. При проверке «дырка» заполняется.
 Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова с безударной гласной, ученик должен записать сначала проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель. Дети, затрудняющиеся в подборе проверочного слова, получают карточки-помощники.
 Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с безударной гласной. Это постукивание заставляет ученика задуматься и подобрать проверочное слово.
 Диктант «Найди слово». Учитель диктует несколько предложений, а дети должны найти слова с безударной гласной.

Приведу примеры различных видов заданий, которые использую для развития орфографической зоркости по усвоению данной орфограммы.
При работе над правописанием проверяемой безударной гласной в корне слова использую в качестве дидактического материала загадки, пословицы, поговорки. Произведения устного народного творчества не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь, учат кратко излагать мысли. Важна последовательная работа: от простого (1класс) к сложному (2-3классы), а затем к обогащению и систематизации (4 класс). Ученики отыскивают слова с безударной гласной не только в тексте загадки, но и в отгадках. Предлагаю задания усложнённого характера: списать загадки с доски; под безударной гласной «зажечь огонёк»; вставить пропущенную букву; подобрать однокоренные слова и т.д.  
Одним из средств развития орфографической зоркости считаю рифмованные упражнения, которые привлекают школьников к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач. Эти рифмовки я начинаю использовать уже в 1 классе. Например:
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

Село, гнездо, сосна, весна –
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух
Коль есть в них безударный звук
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они.
Во вторых – четвёртых классах работа с рифмовками продолжается. Используя те же рифмовки можно давать дополнительные задания:
 Подобрать родственные слова, используя суффиксы и приставки.
 Выписать в один столбик существительные мужского рода, в другой - женского, в третий – среднего.
 Составь предложение, изменяя существительные.
Эти упражнения можно использовать и для письма по памяти.
Р.чной, л.сной, г.ристый,
М.рской, р.дной, л.систый,
Проверь сл.ва, да не сп.ши,
Красиво, грамотно сп.ши.
Одним из эффективных методов и приёмов является дидактическая игра. Ига способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, а главное даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Чтобы знания служили практике письма и выполняли своё назначение, использую следующие виды игр. Этому же способствует и игротека.
Немаловажным видом работы является использование слоговых таблиц, по которым дети составляют родственные слова, выделяют среди них проверочные и проверяемые, объясняют способы проверки безударной гласной в корне слова.

вы пить лю
ле леп ный
пит лен ка



Не менее интересный вид работы – подбор родственных слов, с заданными корнями.
-ласк- -игр- -зим-
ласка игра зима
ласковый игровая зимний
ласкать играть зимовать
приласкать игровая зимовка
У школьников формируется умение осознанно составлять гнёзда однокоренных слов, учитывая два их признак: сходство по смыслу и наличие одинаковых частей.
Другой вид работы рассчитан на слуховое восприятие. Учитель диктует слова, дети записывают их, выделяют в них корень и сверяют с записанным на доске образцом.
В практике своей работы использую приём рассуждения по памятке.
«В слове страна есть орфограмма – безударная гласная в корне слова, так как есть выбор букв о или а. Я выбираю букву а, так как проверочное слово - страны, где ударный звук обозначен буквой а».
Задача учителя состоит в том, чтобы предлагаемая памятка зрительно воспринималась детьми и использовалась им в практической работе. Учитывая возраст учащихся и несформированность у них умения орфографического анализа слова, ставлю перед ними конкретные задачи. Например, объяснить, почему в тексте зажглись «огоньки». После чтения текста орфографически, дети устанавливают соответствие-несоответствие написания и произношения. Это первое действие. Второе-определение орфограммы в словах с огоньками. Третье – рассуждение вслух. Следующий приём работы без зрительного восприятия, когда учащиеся сами обнаруживают в тексте слова с безударной гласной.
Не менее важно научит детей самоанализу учёта своих действий. Этому способствуют следующие виды работ:
 Работа с памятками.
 Отчётливое произношение каждого звука артикуляционно.
 Фонетический разбор слова.
 Работа с перфокартами.
 Элементы программированного обучения.
 Тесты.
 Работа по карточкам.
 Работа над ошибками. (Смотри «Приложение»)
Мой многолетний опыт работы, проверочные, тестовые, контрольные работы позволили мне сделать вывод, что для развития орфографической зоркости обучающихся необходимо:
 Определить уровень компетентности учащихся в данной проблеме и выбрать конкретные формы планирования уроков.
 Применять личностно – ориентированный подход в обучении.
 Сделать сотрудничество учитель-ученик эффективным.
Так как тема «Правописание безударной гласной в корне слова» проходит красной нитью через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся, то необходимо помнить, что работа над правилом правописания безударных гласных в корне слова не должна быть ограничена только им. Полностью сформировать навык по данной теме можно лишь в том случае, если рассматривать данное правило в системе с другими правилами.
Категория: Мои статьи | Добавил: Marija (01.10.2013)
Просмотров: 4523 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Мини-чат
200

МБОУ КР ОО "Нижне-Федотовская основная общеобразовательная школа";2013